Флексорное положение это

Хромосомные болезни человека

Флексорное положение это

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Обоснование темы

Преподавание дисциплины “Медицинская генетика” для медицинских сестер требует особенно тщательной разработки тем, касающихся непосредственной практики в лечебных учреждениях.

В наше время огромное число заболеваний носит наследственный, врожденный характер. Знание этого факта может облегчить и постановку диагноза, и лечение, и профилактику заболевания.

Перед преподавателем ставятся следующие задачи

– научить студентов пользоваться в клинической практике теоретическими знаниями в области генетики

– пополнить знания по вопросам диагностики и профилактики наследственной патологии

-помочь студентам изучить ряд новых нозологических форм наследственной патологии

Хромосомные заболевания – большая группа врожденных наследственных болезней, клинически характеризующихся множественными врожденными пороками развития. В настоящее время известно более 1000 хромосомных аномалий.

Исследование таких болезней началось еще в середине 19 века. Но их точные механизмы и причины раскрываются до настоящего времени.

В задачу преподавателя входит не только описание таких болезней и их цитологических причин, но и объяснение в доступной, популярной форме методов лечения и адаптации больных людей, что развивает в студентах гуманное отношение к пациенту. Доступность, иллюстративность, новизна последних исследований в данной области должны привить интерес к дисциплине.

С точки зрения автора данной статьи, преподавателю важно привить заинтересованность у будущих медсестер в получении знаний с помощью современных электронных образовательных ресурсов- презентаций и компьютерных тестов, помогающих сделать лекцию более яркой и интерактивной. Усложнение материала в данной ситуации недопустима в связи со спецификой работы среднего медицинского персонала. На первый план необходимо выдвинуть такие задачи, как воспитание терпимости, доброго, гуманного отношения к больным с наследственными патологиями.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ

– ознакомить студентов с основными признаками хромосомных патологий, их лечением и профилактикой.

ТИП ЗАНЯТИЯ

– комбинированный ДЛИТЕЛЬНОСТЬ урок 90 минут

ОБОРУДОВАНИЕ

– тетради, учебники, мультимедийная установка

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

– иллюстративный, частично -поисковый, проблемный

ПЛАН ЛЕКЦИИ

  1. Общие признаки наследственных болезней человека
  2. Определение хромосомных болезней (синдромов)
  3. Классификация хромосомных аномалий
  4. Клинико-цитогенетические характеристики наиболее распространенных хромосомных болезней(Синдром Дауна, синдром Патау, синдром Эдвардса, полисомии по половым хромосомам, синдром кошачьего крика)
  5. Выводы. Проверочный тест. Оценка полученных знаний.

ОСОБЕННОСТИ КЛИНИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ НАСЛЕДСТВЕННОЙ ПАТОЛОГИИ

ВОПРОС: Попробуйте сформулировать особенности наследственности человека. В чем заключаются трудности в ее изучении?

(многочисленность хромосом, позднее половое созревание, малое количество потомков, невозможность экспериментировать)

ВОПРОС: Как вы думаете, можно ли внешне распознать хромосомные патологии?

  1. Семейный характер заболевания- наличие сходных случаев наследственной патологии у разных членов семьи. Но наличие заболевания только у одного человека в семье также не исключает наследственного характера заболевания.
  2. Хроническое, рецидивирующее течение заболевания.
  3. Специфические симптомы наследственных болезней- изменения в строении скелета, цвета волос и кожи, строения глаз, биохимических анализов крови и мочи и т. д.
  4. Патологические изменения органов и систем – патологии сердечно-сосудистой системы, ЖКТ, почек.
  5. Врожденный характер заболевания- проявляются при рождении
  6. Устойчивость к терапии

2.

Определение хромосомных болезней

Хромосомные болезни- группа врожденных наследственных болезней, характеризующихся множественными пороками развития. В их основе лежат хромосомные или геномные мутации. Число описанных в наше время аномалий хромосом достигает 1000.

Диагностика хромосомных аномалий необходима в практике врачей разных специальностей- акушеров-гинекологов, педиатров, невропатологов, эндокринологов.

3. Классификация хромосомных аномалий

ВОПРОС: Что такое геном?(половинный набор хромосом)

Как он обозначается?

ВОПРОС: В результате каких процессов в ходе митоза или мейоза нарушается число хромосом? Строение хромосом?

ГЕНОМНЫЕ МУТАЦИИ – изменение количества хромосом, кратное гаплоидному набору

Тетраплоидия- 4n

Триплоидия -3n

Анеуплоидия – изменения числа одной или нескольких хромосом (моносомия, полисомия, трисомия)

ХРОМОСОМНЫЕ МУТАЦИИ (АБЕРРАЦИИ)

  • Делеция- выпадение участка хромосомы
  • Дупликация – удвоение участка хромосомы
  • Инверсия- поворот участка хромосомы на 180 град
  • Дефишенси – концевые нехватки хромосом
  • Транслокация- обмен участками между хромосомами
  • Кольцевая хромосома

ВОПРОС: Как вы думаете, могли ли указанные изменения числа и строения хромосом сыграть определенную роль в эволюции?

4. Характеристика хромосомных болезней

4. 1. Синдром Дауна

Трисомия 21. (ХХ +21, ХУ +21)

Частота встречаемости примерно 1:800. Зависит от возраста матери. Существенно возрастает после 35 лет, а после 45 лет составляет 1:12. Около 2% детей имеют мозаичную форму заболевания ( не все клетки имеют аномальный набор хромосом). В этом случае симптомы болезни несколько смягчены.

Симптомы синдрома

– монголоидный разрез глаз

– эпикант

– плоская спинка носа

-деформированные ушные раковины

– короткие и широкие кисти

– деформация грудной клетки

– помутнение хрусталика

– дефекты межжелудочковой или межпредсердной перегородки

– пороки развития ЖКТ

– гипоплазия почек

– лейкозы

– умственная отсталость

Врожденные пороки внутренних органов часто приводят к летальному исходу в первые пять лет жизни

Лечение –  врожденные пороки устраняются оперативно, проводятся общеукрепляющие процедуры, защита от инфекций, укрепление физического здоровья.

Многие больные могут дожить до 50 лет.

Надо отметить, что люди с синдромом Дауна адаптируемы, при наличии грамотного ухода и лечения могут участвовать в общественной жизни, работать самостоятельно. Они весьма дружелюбны и контактны.

4. 2. Синдром Патау.

Это трисомия 13 (ХХ+13, ХУ+13). Частота встречаемости 1:5000-1:7000. От возраста родителей не зависит.

В связи с тяжелыми врожденными пороками развития дети с таким заболеванием умирают в первые недели жизни. 95% умирает до года, есть случаи продолжительности жизни до 5 и даже 10 лет.

Симптомы болезни

-низко расположенные ушные раковины

-расщелина верхней губы и неба

-дефект скальпа

-полидактилия кистей и стоп

-флексорное положение кистей

-стопа-качалка

-микроцефалия

-гипоплазия мозжечка

-микрофтальмия

-дефекты развития сердца

-пороки развития ЖКТ

-кисты почек

-удвоение мочеточников

-крипторхизм

Лечение – операция по поводу врожденных дефектов, профилактика простудных и инфекционных заболеваний

4. 3. Синдром Эдвардса

Трисомия 18 (ХХ+18, ХУ+18). Частота встречаемости 1:5000-1:7000. Соотношение мальчиков и девочек равно 1:3.

Характерны множественные пороки развития- микрофтальмия, микроцефалия, пороки ЖКТ, развития сердца, расщелина неба, недоразвитие выделительной системы и половых органов.

Такие дети погибают в 90% случаев до года.

4. 4. Полисомия по половым хромосомам

4. 4. 1. Синдром трипло-Х ( 47 ХХХ)

Среди новорожденных девочек частота 1:1000. Чаще всего такие больные выявляются случайно, в ходе скриннинговых исследований.

У женщин с тремя Х-хромосомами не отмечены умственные отклонения и нарушения половой функции. Но с возрастание числа Х хромосом (48 ХХХХ,49 ХХХХХ) приводит к нарушению психических функций, черепно-лицевому дизморфизму,аномалиям зубов,скелета и половых органов. Однако даже женщины с тетрасомией по Х-хромосоме имеют потомство.

4. 4. 2. Синдром Клайнфельтера

Включает в себя случаи полисомий по половым хромосомам, при которых есть не менее двух Х-хромосом и не менее одной У-хромосомы. Наиболее часто встречается синдром с сочетанием 47 ХХУ. Частота встречаемости 1:500 – 1:750 среди новорожденных мальчиков.

Присутствие У- хромосомы определяет развитие мужского пола. До периода полового созревания ребенок развивается нормально, отмечается лишь небольшое отставание в психическом развитии. Далее наблюдается недоразвитие семенников и вторичных мужских половых признаков.

У больных отмечается высокий рост, женский тип телосложения, гинекомастия, слабое оволосение лица, подмышечных впадин и лобка. Больные бесплодны.

4. 4. 3. Синдром полисомии по У-хромосоме

47 ХУУ встречается с частотой 1:1000 у новорожденнных мальчиков.

Больные имеют рост выше среднего, склонны к агрессивному, асоциальному поведению. Отклонений в половом развитии нет.

4. 4. 4. Синдром Шерешевского-Тернера

Единственная форма моносомии у живорожденных.

Частота 1:2000-1:5000 у новорожденных девочек. Кариотип 45ХО (45Х). Встречаются и другие формы кариотипов, например, когда одна Х-хромосома кольцевая.

Симптомы

-маленький рост взрослого(до 130 см)

-крыловидные складки на шее

-низкий рост волос на шее

-короткая шея

-изменение ногтей

-высокое небо

-врожденные пороки сердца и почек

-гипоплазия матки и маточных труб

Лечение- гормональная терапия, хирургическое лечение пороков сердца, пластическая хирургия

4. 4. 5. Синдром кошачьего крика

Делеция короткого плеча пятой хромосомы (5р-) . Частота встречаемости 1:45000.

Клиническая картина сильно варьирует у разных больных. Наиболее характерный признак -“кошачий крик”, обусловленный изменением строения гортани. Имеются изменения мозгового черепа и лица- лунообразное лицо, микроцефалия,эпикант, антимонголоидный разрез глаз. Ушные раковины расположены низко. Встречаются врожденные пороки сердца, изменений костной системы(синдактилия)

Продолжительность жизни зависит от тяжести врожденных пороков. Большинство больных погибает в первый год жизни, около 10% доживают до 10 лет, есть случаи описания больных в возрасте 50 лет и старше.

Лечение- оперативное удаление пороков сердца, профилактика инфекционных заболеваний, массаж.

Многие признаки этого заболевания способны со временем исчезнуть- например, лунообразное лицо и “кошачий крик”.

5. ВЫВОДЫ

В заключение необходимо отметить факторы риска рождения детей с хромосомными болезнями. Это важно для проведения профилактических мероприятий по предотвращению возникновения подобных аномалий.

После многолетних исследований удалось сделать следующие выводы

Люди, имеющие трисомию или иные виды анеуплоидий, имеют высокий риск рождения ребенка с анеуплоидией.

Кровное родство родителей может повышать риск трисомии потомства.

Частота нерасхождения хромосом зависит от возраста матери. После 45 лет каждая беременность завершается рождением ребенка с хромосомной болезнью

Ранее были разработаны таблицы для расчета риска рождения детей у родителей, имеющих в кариотипе отклонения. В настоящий момент необходимость в таких таблицах отпала, так как современные методы пренатальной диагностики позволяют установить диагноз эмбриона и плода.

ТЕСТ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ МАТЕРИАЛА

Выберите один правильный ответ

1. Что такое хромосомные болезни?

а) изменение числа хромосом

б) изменение строения хромосом

в) изменение числа и строения хромосом

г) нет правильного ответа

2. Кариотип при синдроме Дауна

а) ХХ+21,ХУ+21

б) ХХ+13, ХУ+13

в) 5р-

г) ХХ+18,ХУ+18

3. Кариотип ХХ+18 или ХУ+18 соответствует:

а) С. Дауна

б)С. Патау

в) С. Эдвардса

г) С. кошачьего крика

4. Частота какого синдрома зависит от возраста матери?

а) Патау

б) Клайнфельтера

в) Шерешевского-Тернера

г) Дауна

5. К какому синдрому относятся следующие признаки?

– стопа-качалка, флексорное положение кистей, деформация черепа, пороки ЖКТ

а)С. Эдвардса

б) С. Шерешевского -Тернера

в) С. Патау

г) С. Клайнфельтера

6. Установите соответствие

С. Шерешевского-Тернера

С. Клайнфельтера

С. Дауна

С. кошачьего крика

а) 5р-

б) 47 ХХУ

в) ХХ+21

г) 45ХО

7. Дайте определение

Делеция

Анеуплоидия

Геномные мутации

Мозаицизм

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ТЕСТА

Дать один правильный ответ

В 2. А 3. В 4. Г 5. А

Установить соответствие

1 – г

2 – б

3 – в

4 – а

Дать определение

  • Делеция – выпадение участка хромосом
  • Анеуплоидия – изменения числа отдельных хромосом набора
  • Геномная мутация – изменение числа хромосом генома
  • Мозаицизм – наличие в клетках организма одновременно нормального и патологического набора хромосом

6.01.2012

Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/604903/

Синдром Эдвардса

Флексорное положение это

Синдром Эдвардса является одной из форм редкого генетического заболевания, когда часть 18-хромосомы человека дублируется.

Большинство детей с данной патологией умирают еще на стадии эмбрионального развития, это происходит в 60 % случаев. Распространенность синдрома Эдвардса в среднем составляет 1:3000—1:8000 случаев.

Наследование синдрома не прослеживается, а случайность данной мутации составляет всего 1%.

Синдром Эдвардса был назван в честь доктора Джона Эдварда, который в 1960 году описал первые случаи и зафиксировал закономерность развития симптомов. Синдром Эдвардса затрагивает больше женский пол, чем мужской – около 80 процентов пострадавших составляют женщины.

  Женщины старше тридцати лет имеют больший риск рождения ребенка с синдромом, хотя то же может происходить и с женщинами моложе тридцати, но значительно реже.

Около 12%  детей с синдромом доживают до возраста, когда можно оценить возможности умственного развития; младенцы, которые выживают, имеют серьезные дефекты и обычно живут не долго.

Синдром Эдвардса связан с широким спектром нарушений, которые состоят более чем из ста тридцати дискретных дефектов, связанных с мозгом, сердцем, черепно-лицевой структурой, почками и желудком.

Причины развития синдрома Эдвардса

Каждая клетка в организме человека содержит в себе двадцать три пары хромосом, которые он наследует от родителей. У людей в каждой половой клетке содержится одинаковое число хромосомных наборов. У женщин это яйцеклетки (их называют XX), а у мужчин (их называют XY) это сперматозоиды.

Во время деления оплодотворённой яйцеклетки происходит мутация под воздействием каких-либо факторов и возникает дополнительная хромосома в восемнадцатой паре, которая и несет ответственность за возникновение синдрома Эдвардса. Дети с синдромом наследуют неправильное число хромосом, вместо двух копий у них образуется три копии хромосом.

Данный вид мутации называют «трисомия», так же к названию прилагается номер пары, в которой произошла мутация, в случае синдрома Эдвардса это восемнадцатая пара.

Выше описанный вариант является «полной трисомией», т. е. ребенок унаследовал полную дополнительную копию лишней хромосомы, таких детей с синдромом Эдвардса по статистике 95%. «Полная трисомия» имеет практически все признаки заболевания и протекает очень тяжело.

Существует еще два варианта мутаций. Два процента детей с синдромом Эдвардса имеют транслокацию в 18 паре, когда присутствует только часть лишней хромосомы. Три процента детей синдромом имеют «мозаичную трисомию», данный вид мутации характеризуется наличием лишней хромосомы не во всех клетках организма.

Симптомы синдрома Эдвардса

Большинство детей, рожденных с синдромом Эдвардса, имеют дефицит массы тела и выраженную задержку в развитии. Их голова необычно мала, а затылок имеет выраженный размер. Их уши низко посажены, верхняя и/или нижняя челюсть имеет дефект развития, называемый микрогнатией. Это состояние, когда искажается форма лица и формируется неправильный прикус.

Внешний вид больного с Синдромом Эдвардса

У детей часто формируется «волчья пасть» и «заячья губа», состояния, когда возникает расщелина в верхнем небе и губе соответственно.

Сформировавшаяся “заячья губа”

Ручки детей часто сжаты в кулачки и все пальцы имеют характерную неровную позицию. 

Флексорное положение кисти

Дети страдают косолапостью, а пальцы на нижних конечностях могут иметь перепонки или полностью сливаться между собой. 

Очень часто у больных с синдромом возникают проблемы с сердцем, легкими и диафрагмой из-за патологии сосудистого звена и развития врожденных пороков.  Сердечные пороки могут иметь различный характер и различное количество: открытый артериальный проток, дефект межжелудочковой перегородки, открытое овальное отверстие.

Мутации могут вызывать развитие паховых и пупочных грыж, аномалии развития мочеполовой системы и диспластический синдром.  Процентное соотношение развития того или иного порока:

Поражение системы и порок (признак) – Частота %
Мозговой череп и лицо – 100%          микрогения – 96,8%          низкое расположение или/и деформация ушных раковин – 95,6%          долихоцефалия – 89,8%          высокое небо – 78%          расщепленное небо – 15%          микростомия – 71%Опорно-двигательный аппарат – 98,1%         флексорное положение кистей – 91,4%         стопа-качалка – 76,2%         кожная синдактилия стоп – 49,5%         косолапость – 34,9%Центральная нервная система –  20,4%Сердечно-сосудистая система – 90,4%Органы пищеварения – 54,9%

Мочеполовая система – 33,5%

У детей с синдромом Эдварда, как правило, возникают проблемы с кормлением. Проблемы возникают из-за нарушения врожденных рефлексов глотания и сосания. Слабое развитие сосательного рефлекса и несогласованное глотание приводит к удушью ребенка. 

Ребенок может заболеть гастроэозофагиальной рефлюксной болезнью. Врожденные расщелины лицевого скелета также вызывают трудности в скармливании.  Они приводят к необходимости кормить ребенка через зонд или гастростому.

Специалист может показать родителям ребенка, как правильно держать голову и тело своего ребенка.

В целях предотвращения рефлюкса голова ребенка должна быть приподнята примерно на тридцать градусов или более пока ребенок ест, и в течение часа или двух после того как он поел. 

Диагностика синдрома Эдварда

Диагноз синдрома Эдвардса может быть поставлен путем определения при физическом осмотре всех вышеперечисленных внешних симптомов. Более точный диагноз можно поставить, проведя анализ «кариотипирования», который включает в себя взятие образцов крови ребенка для определения хромосомного состава.

В связи с большим количеством пороков развития и очень низким процентом выживаемости детей с синдромом Эдвардса, в настоящее время разработаны методы антенатальной диагностики.  Одной из первых и доступных методик, которые осуществляют во всех женских консультациях, является УЗИ плода.

На УЗИ в ранних сроках беременности можно заподозрить пороки развития головного мозга и конечностей, также наличие обильного количество околоплодной жидкости, что должно насторожить врача.

При получении данных результатов необходимо отправить беременную на более детальное и прицельное наблюдение в стационар.

В стационаре должны выполнить все необходимые общеклинические анализы и провести более специфические тесты, такие как эхография, доплерометрия, исследование сывороточных маркеров крови: β-субъединицы хорионического гонадотропина (βХГ), α-фетопротеина (АФП), эстриола (ЕЗ), 17-окси прогестерона.

Для оценки степени риска рождения детей с хромосомной патологией во всех наблюдениях используют специально разработанную компьютерную программу PRISCA, учитывающую возраст женщины, показатели сывороточных маркеров и срок беременности. Также необходимо выполнить трансабдоминальный амниоцентез с последующим кордоцентезом.

В амниотических водах при наличии синдрома Эдвардса будет определяться: АФП, 17-ОП, ЕЗ, а в крови плода будет определяться кариотип трисомии 18 хромосомы.  

Лечение синдрома Эдвардса

Научному медицинскому сообществу не известно лекарство от синдрома в настоящее время.

Дети с синдромом Эдвардса обычно рождаются с физическими отклонениями, и врачи сталкиваются с проблемой в отношении выбора метода лечения.

Хирургия может устранить некоторые пороки, связанные с синдромом, но инвазивность методики не оправдывает результата у детей, чей срок жизни колеблется от нескольких дней до месяцев.

Лечение на сегодняшний день сводится к паллиативной помощи (поддержанию морального духа столкнувшихся со смертельным заболеванием). От пяти до десяти процентов детей с синдромом Эдвардса доживают до первого года жизни.

Проблемы, связанные с нарушениями нервной системы и тонуса мышц влияют на развитие двигательных навыков ребенка, что может привести к сколиозу, атрофии мышц, косоглазию. Хирургическое лечение у больных детей может быть ограничено из-за пороков развития сердечно-сосудистой системы.

  У детей с синдромом часто возникают запоры, вызванные плохим тонусом брюшной стенки и атоничным кишечником. В результате этого дети грудного возраста испытывают дискомфорт, возникают трудности с кормлением. Специальные молочные смеси, слабительные средства и  препараты из группы «пеногасителей» могут облегчить данные симптомы.

Клизмы в данной ситуации противопоказаны, потому что они могут привести к электролитному дисбалансу у ребенка.

Дети с синдромом часто отстают в развитие, в связи с этим необходимо применение специально разработанных программ терапии по коррекции задержки физического развития. 

Еще одним фактором неблагоприятного прогноза является повышенный риск развития опухоли «Вильмса» – это одна из разновидностей рака почки. Рекомендуется регулярное УЗИ обследование брюшной полости на наличие данной патологии.

Больные дети подвержены риску развития различных инфекций и патологических состояний, таких как: инфекции мочеполовой системы, средний отит, конъюнктивиты различной этиологии, синуситы, фронтиты, пневмонии, ночное апноэ, легочная гипертензия, врожденные пороки сердца и повышенное артериальное давление. Необходимо быть готовыми, чтобы эффективно провести лечение и вовремя заподозрить данные заболевания.

Родителям, у которых ребенок имеет данный синдром, необходимо постоянное наблюдение за состоянием здоровья, так как своевременно выявленное заболевание может продлить жизнь их детям.

Прогноз синдрома Эдварда

Прогноз в большей своей степени при данной патологии не благоприятный. Большинство детей, которые родились с синдромом Эдвардса, не доживают до первого года своей жизни.

  Средняя продолжительность жизни для половины детей, рожденных с этим синдромом, менее чем два месяца. От девяноста до девяноста пяти процентов из этих детей умирает, не дожив до своего первого дня рождения.

   От пяти до десяти процентов детей, которые выжили в первый год, испытывают серьезные отклонениями в развитии. 

Дети, которые прожили первый год, требуют постоянного контроля и наблюдения, и испытывают серьезные трудности в развитии.

Их словесные навыки общения ограничены, хотя они в состоянии реагировать на утешения своих родителей и имеют возможность научиться улыбаться, распознавать и взаимодействовать с воспитателями и другими людьми.

  Они могут приобрести навыки, необходимые для всех детей, такие как самостоятельное кормление и поднятие головки, навыки, характерные для здоровых детей их возраста.

Врач терапевт Жумагазиев Е.Н.

Источник: https://medicalj.ru/diseases/congenital-anomaly/929-sindrom-edvardsa

ДиагнозВрача
Добавить комментарий