Ребенок при ходьбе приседает

Причины ходьбы ребенка на носочках: почему стал ходить на цыпочках, как отучить

Ребенок при ходьбе приседает

Некоторые мамы замечают, что их ребенок ходит на носочках, и это вызывает тревогу. Почему так происходит, вредно ли это, и как исправить ситуацию – часто задаваемые вопросы. Зная ответы, маме проще воспринимать подобное поведение малыша и не впадать раньше времени в панику.

Хождение на цыпочках

Причины ходьбы ребенка на носочках

Осваивая ходьбу, малыш ставит ножку с пятки на носок, опираясь на 2-й палец. Некоторые карапузы задерживаются на цыпочках и начинают перемещаться подобным образом, превращая ходьбу в своеобразную игру. Не во всех случаях это связано с безобидным желанием экспериментировать.

Неврологические состояния

Если кроха стал ходить на цыпочках и не ставит ножку на полную стопу, это может означать, что у ребенка нарушение мышечного тонуса, которое проявляется с рождения. Параллельно невролог обнаружит и раскоординацию движений, замедленное развитие моторики.

Ортопедические заболевания

Если карапуз родился с укороченными ахилловыми сухожилиями, данная патология не позволяет ему ставить ножку на пятку. У некоторых малышей в процессе развития наблюдается неправильное формирование свода стопы. Основная причина в данном случае – несвоевременное либо неправильное использование ходунков.

Проблемы с ахилловым сухожилием

Задержка психического развития

Все движения человека подчинены командам, исходящим из головного мозга. Если пирамидальный путь, связывающий «центральный штаб» с ногами, оказался незрелым, малыш встает на ножки позже положенного и делает это так, как ему удобно.

Дополнительная информация. Программа действий фиксируется в мозгу и превращается в бессознательный «ритуал движений» (как сосание пальца, подпрыгивание и т.п.). Такие нарушения психологического развития чаще наблюдаются у детей-аутистов.

Поведенческие расстройства

Гиперактивные детки не просто ходят на носочках – они даже стремятся бегать в таком положении. Проявляется подобное поведение и у застенчивых малышей, а также чрезмерно пугливых. Это становится привычкой и наблюдается только в моменты эмоционального возбуждения, являясь своеобразной разрядкой.

Идиопатическое хождение на цыпочках

Иногда ребенок стремится вставать на носочки без какой-то причины. Такую ходьбу называют привычкой, чаще всего она передается по наследству. Малыш начинает идти, как положено, передвигая стопу с пятки на пальчики, потом в первый год жизни у крохи проявляется желание передвигаться на цыпочках.

Что делать, если малыш ходит на носочках

Чтобы понять, как справиться с ситуацией, следует определить причины, заставляющие ребенка ходить на носочках. Если это идиопатическая привычка, то она пройдет сама, и к пяти годам карапуз избавится от нее полностью. Хотя посещение ортопеда желательно – он поможет подобрать подходящую обувь, исключающую неправильную ходьбу.

Почему в год ребенок не ходит самостоятельно

Если нарушение походки годовалого малыша не связано с серьезными патологиями, кроху можно отучить от такой привычки. Для начала мама отводит ребенка к врачу на обследование, чтобы понять, почему карапуз выбрал подобную манеру ходьбы.

После обследования у специалистов малышу назначат соответствующее лечение (если оно необходимо) и курс физической терапии, которую частично можно проводить в домашних условиях.

Как отучить ребенка

Как говорит доктор Комаровский, хождение на цыпочках у детей до 3-х лет – обычное явление (если врачи не выявили опасных патологий). Идиопатическая ходьба многим малышам доставляет удовольствие. Если оставлять ситуацию без внимания, перемещение на цыпочках очень быстро закрепляется в стойкую привычку и отрицательно влияет на осанку.

Обратите внимание! Чем раньше отучить малыша от стояния на носочках, тем легче добиться нужного результата.

Основной план мероприятий включает следующие моменты:

  • Гимнастику, подобранную с учетом устраняемой проблемы; ее проводят в промежутках между кормлениями 2-3 раза за сутки;
  • Массаж, позволяющий снять мышечное напряжение; технику для карапуза подбирают по рекомендациям специалиста;
  • Плавание, обладающее целебными свойствами; если дома стоит большая ванна, кроха может резвиться в ней, но рекомендуется и периодическое посещение бассейна.

Процедура, способствующая развитию

Хорошо, если малыш будет наступать босыми ножками на шершавую поверхность (ворсистый коврик, массажную дорожку, летом – песочек или траву). Это стимулирует мышцы на расслабление и напряжение.

Отучить ребенка вставать на цыпочки поможет ортопедическая обувь с закрытым носком, небольшим каблуком, зафиксированным голеностопом. Ботиночки подбираются под размер стопы. Чтобы обувь вызывала желание ребенка становиться на пяточку, выбирают модели с пищащими или мигающими каблучками.

Упражнения для дома

Постоянное хождение на пальчиках приводит к деформации стопы. Чтобы этого избежать, требуется специальная гимнастика. Ее можно дополнить активным времяпрепровождением.

Отправляясь с крохой на ежедневную прогулку, лучше данное время посвятить подвижным играм. Хорошо, если рядом с домом имеется детская площадка, где установлены горки с лестницами.

Обратите внимание! Нормализовать мышечный тонус поможет также езда маленького ребенка на велосипеде.

Малышей с проблемными стопами обычно направляют на курсы лечебной гимнастики. Часть упражнений можно выполнять и на дому, выделив в режиме ребенка определенное время.

Гимнастика для стоп

УпражнениеОписание
ПопрыгунчикРекомендуется для самых маленьких. Мама берет карапуза подмышки и держит его так, чтобы ножки стопами упирались в пол. Если у младенца хорошая реакция, он будет отталкиваться от поверхности (как бы подпрыгивать). Это упражнение хорошо развивает мышцы стоп на раннем этапе развития.
Увлекательные хожденияЗадание рассчитано на поочередную нагрузку каждой из 4-х сторон стопы. Малышу рекомендуется имитировать походку пингвина, балерины, косолапого мишки и т.п.Когда ребенок будет перемещаться на носочках, следят, чтобы коленки были слегка согнуты. Это не даст перенапрячься ахиллову сухожилию.
КарандашПо полу разбрасывают предметы рисования (палочки, детали пластмассового конструктора). Кроха должен захватывать их пальцами ног и кидать в сторону. Потом можно усложнить задание, поставив «мишень» – невысокую кастрюльку или тазик. Пока кроха работает одной ногой, вторая – упирается в пол всей стопой.
СкалкаУпражнение схоже с предыдущим. Только вместо сбора карандашей карапуз поочередно каждой ножкой катает скалку.

Упражнение для стоп

Чтобы ребенок охотно выполнял задания, рекомендуется превратить гимнастику в увлекательное соревнование, в котором будет участвовать папа с мамой или старшие дети.

Можно подобрать и другие упражнения, которые будут одновременно укреплять и расслаблять мышцы. При этом важно, чтобы вся нагрузка равномерно распределялась по голеностопному аппарату.

Массаж

Хождение босиком по траве, песку, гальке, «пупыристому» коврику – это варианты естественного массажа. Сами по себе они не смогут решить проблему. Потребуются дополнительные манипуляции, которые будет выполнять мама.

Прогулки по песку

Обратите внимание! Цель процедуры – воздействовать на активные точки, расположенные на стопах. Благодаря массажу, ребенок не только научится правильно стоять и ходить, но также избавится от ряда болезней, затронувших опорно-двигательный аппарат.

Начиная с 3-его месяца, карапуза не только учат переворачиваться на животик, но и подготавливают ножки к предстоящему ползанию и последующей ходьбе. Процедуру совмещают с гимнастикой.

Разрабатывая тазобедренные суставы, параллельно массируют ножки поглаживающими движениями, перемещаясь от пальчиков до паха. Выяснив у специалиста расположение активных точек на подошвах, к ним применяют легкий круговой массаж.

Оздоровительный массаж

К 10-ти месяцам многие малыши уже готовы к самостоятельной ходьбе. Поэтому массажно-гимнастический комплекс усложняется и состоит из последовательности таких действий:

  • произведя поглаживающие манипуляции, мама делает ножками карапуза «велосипед», затем массажирует стопы;
  • заставляет малыша самостоятельно поочередно поднимать и опускать ножки, наблюдая, как он ставит стопу;
  • выполняются приседания (сначала с удержанием ребенка за обе руки, затем за одну);
  • далее следует ходьба малыша по массажному коврику.

Сеанс заканчивается манипуляциями с активными точками и поглаживанием ног. Освоив приседания, переступания, кроха научится правильно ставить стопу, опираясь на всю подошву.

Когда обращаться к специалисту

Что делать, если ребенок ударился затылком

Первые год-полтора лечебного вмешательства в ходьбу малыша не требуется, если не выявлено серьезных патологий опорно-двигательного аппарата.

Когда после 2-х лет ребенок стоит на носочках постоянно, проводится обследование малыша на предмет выявления неврологических болезней, мешающих правильной ходьбе.

При отрицательном результате ребенку назначают лечебную гимнастику, профессиональный массаж, плавание, активные физические нагрузки.

На любом этапе развития у карапуза могут возникнуть осложнения, требующие быстрого реагирования. Посещение врача обязательно, если мама заметила такие признаки:

  • мышцы на ножках у малыша жесткие, напряженные;
  • ребенок не может стать на полную стопу и постоянно перемещается на цыпочках;
  • малышу сложно поджимать ножки под себя, приседать и делать наклоны корпусом;
  • во время ходьбы ребенок часто спотыкается, либо наблюдаются другие признаки нарушения координации.

Задержка в формировании навыков ходьбы не всегда связана с отклонениями в здоровье. Иногда излишний вес не дает малышу правильно становиться на стопу, и он выискивает для себя наиболее приемлемую позу, чтобы удержать равновесие. Одна из них – стояние на пальчиках.

Если ребенок проглотил инородное тело — симптомы, что делать

Источник: https://kpoxa.info/zdorovie-pitanie/rebenok-khodit-na-nosochkakh.html

Четвертое занятие по реабилитации. Физкультура для самых маленьких

Ребенок при ходьбе приседает

В помощь тем, кто не знает, как справиться с этой проблемой, мы публикуем советы старшего научного сотрудника НМИЦ терапии и профилактической медицины Минздрава РФ, кандидата педагогических наук Натальи Новиковой и разработанные ею авторские комплексы упражнений для разных категорий – как для взрослых, так и для детей.

Занятие четвертое

Физкультура для самых маленьких

– Многие молодые родители, заботясь о всестороннем развитии детей, с первых месяцев немало внимания уделяют физическому воспитанию детей, – говорит Наталья Константиновна. – Используют массаж, гимнастику, закаливание.

Но вот проходит год-полтора, у родителей появляется много новых забот по воспитанию ребенка – у него формируется характер, вкусы, привычки, гигиенические навыки, развиваются речь, движение, закладываются основы нравственного и эстетического воспитания. Физическому воспитанию в семье уделяется все меньше внимания.

И когда говоришь, что детям от года до трех необходимы регулярные занятия физкультурой, родители часто бывают крайне удивлены. Ведь ребенок и так все время в движении.

Специалист по реабилитации провела занятия для читателей “РГ”

Действительно, многие малыши весьма подвижны. И тем не менее, регулярно организованные занятия в форме гимнастики, подвижных игр, спортивных развлечений, им необходимы.

Именно до 3-х лет организм ребенка наиболее пластичен, и любые, даже самые незначительные, но систематически повторяемые воздействия, оказывают большое влияние на его развитие.

При большой подвижности у детей движения тем не менее бывают однообразными, в работу вовлекаются не все мышцы, а лишь их часть.

И это далеко не безобидно, если не следить за ребенком и не учить его правильно выполнять движения, у него надолго закрепляется навык неправильного их выполнения. Нередко это сочетается с неправильной позой. Все это может быть причиной неравномерного развития мышц, нарушения осанки, что затрудняет рост и развитие внутренних органов.

Теперь у многих родителей поневоле появилось время для занятий физкультурой с ребенком. Упражнения – ходьба, бег, прыжки, ползание и лазанье, бросание и ловля мяч, метание -развивают координацию движений и оба полушария головного мозга. Но они должны быть доступными для его возраста, интересными и доставлять ему удовольствие. Проводить их нужно ежедневно в одно и то же время.

Продолжительность занятий для детей до двух лет – 8-10 минут. К трем годам их можно постепенно увеличить до 20 минут. Для предупреждения утомления нужно чаще менять исходное положение (сидя, стоя, лежа), чередуя их с паузами отдыха и ежедневно меняя очередность выполнения упражнений.

Показывайте ребенку сами, что он должен сделать и подкрепляйте свой показ рассказом – это будет развивать и речь малыша.

Комплекс для детей от 1,5 до 2-х лет

1. Узкая тропинка. На полу обозначьте мелом (веревкой или можно использовать рисунок ковра) дорожку шириной 30 см. Постепенно можно сужать ее до 20 см. Предложите ребенку самостоятельно пройти по ней, сохраняя равновесие.

2. Идем боком. Ходить боком приставными шагами, можно по той же узкой дорожке.

3. Найди мишку. Спрячьте знакомую игрушку за спинку кресла или дивана так, чтобы она была немного видна. Спросите у ребенка: “Где мишка?” Ребенок полезет на кресло, спустится с него и принесет игрушку вам.

4. Собачка. Предложите ребенку походить на четвереньках, подражая собачке.

5. Бычок. Малыш ходит на четвереньках, поворачивая голову направо и налево. При этом произносит звук “му-у”, подражая бодающемуся бычку.

6. Зайчик. Ребенок прыгает на двух ногах одновременно, как зайчики в лесу.

Второе занятие по реабилитации. Упражнения для дыхательной системы

7. Кубики. Разложите кубики в хаотичном порядке на полу и предложите ребенку пройти на четвереньках по дорожке между ними.

8. Мяч в ворота. Воротами могут служить стулья, табуретки и т.д. Ребенок катит мяч в ворота, пройдя “сквозь” них на четвереньках, встает и догоняет мяч.

9. Бабочка. Ребенок поднимает руки и разводит их в сторону, слегка помахивает кистями, как бабочка. Потом сгибает руки и прикасается пальцами к плечам – бабочка сложила крылья. Потом продолжает выполнять эти движения при ходьбе.

10. Растем большим. Ребенок стоит прямо, ноги на ширине плеч, тянет ручки вверх.

11. Снова станем маленьким. Ребенок стоит прямо, ноги на ширине плеч, руки опущены. По вашей команде “стань маленьким” он приседает.

12. Деревья качаются. Ребенок стоит прямо, ноги врозь, руки опущены, накланяется вправо, затем влево, руки расслаблены.

13. Достань игрушку. Ребенок лежит на спине, поочередно поднимает выпрямленные ноги, стараясь дотронуться до любой игрушки, которую вы держите над ним.

14. Мячик убежал. Ребенок лежит на животе и двумя руками отталкивает от себя мячик как можно дальше.

15. Перешагнем кубик. Положите на пол разные предметы (кубики, мячики и др). Пусть ребенок перешагивает через них, сначала боком – приставным шагом, потом обычным, высоко поднимая колено.

Комплекс для детей от 2-х до 3-х лет

1. Ходьба через обруч. (Можно использовать не обручи, а кольца, выложенные веревкой или скакалкой). Ребенок ходит за вами из обруча в обруч обычным шагом, а затем на носках, сохраняя равновесие с помощью поднятых рук.

2. Цветочки на лугу. Ребенок ходит по комнате, приседая и “срывая” цветочки.

3. Кузнечик. Ребенок сидит на полу, вытянув ноги вперед, опираясь руками назад. Сгибает ноги, подтягивает колени к груди – короткие ножки, затем разгибает – длинные ножки.

4. Велосипед. Ребенок лежит на спине, подняв согнутые ноги. Поочередно сгибает и разгибает их, имитируя езду на велосипеде.

5. Футболист. Ребенок лежит на спине, сжимая ступнями мячик. Поднимает ноги и отдает мячик вам.

6. Морской котик. Ребенок лежит на животе, держа игрушку под подбородком согнутыми руками. Поднимает игрушку вперед и вверх, прогибая спинку, отдает игрушку вам.

7. Рыбка. Ребенок лежит на животе, упираясь согнутыми руками перед грудью. Прогибая спину, выпрямляет руки, поднимая голову и грудь.

8. Колобок. Ребенок лежит на спине, руки вытянуты вдоль тела. Предложите ему сжаться в комочек, притягивая колени к груди руками и стараясь коснуться лбом коленей, покачаться в таком положении вперед-назад.

Третье занятие по реабилитации. Интенсивные упражнения в условиях квартиры

9. Ласточка. Ребенок лежит на животе, руки разведены в стороны, слегка прогнувшись, поднимает голову и ручки.

10. Повороты. Ребенок стоит на коленях. Предложите ему брать игрушку с одной стороны и, поворачивая туловище, класть ее на другую сторону.

11. Маятник. Ребенок сидит на полу, скрестив ноги по-турецки, руки лежат на коленях. Раскачиваясь из стороны в сторону, произносит “тик-так”.

12. Качалка. Исходное положение прежнее. Ребенок раскачивает туловище вперед-назад.

13. Веник. Ребенок ходит по комнате, слегка наклонившись вперед и делает руками движение, имитирующее движение веником.

14. Паровозик. Ребенок ходит по комнате, делая попеременные движения согнутыми руками вперед-назад и приговаривая “чух-чух-чух”.

15. Петушок. Ребенок стоит прямо, ноги врозь, руки опущены. Поднимает руки в стороны, затем опускает, похлопав два-три раза по бедрам.

Количество упражнений и их повторов регулируйте сами, учитывая состояние и интерес ребенка.

Комплекс для детей 3-4 лет

1. Туда-сюда. Ребенок ходит по комнате и по вашему сигналу (хлопок, свисток, удар в бубен) должен повернуться и идти в противоположном направлении, причем под тихие сигналы бежать, а под громкие идти обычным шагом.

2. Флажок. Чтобы ребенок при ходьбе не смотрел под ноги, дайте ему флажок или шарик, пусть ходит, держа его над готовой и смотря на него.

3. Достань воробушка. Ребенок подпрыгивает на двух ногах, пытаясь достать одной предмет, который держит взрослый. Объясните ему, что если он будет отталкиваться посильнее и носочками, то подпрыгивать будет выше. Руки надо поочередно менять.

4. Комарик. Ребенок подпрыгивает на двух ногах и хлопает в ладоши, словно ловит комара. Приземляться он должен сначала на носочки, а потом на всю стопу.

5. Колобок. Ребенок стоит, руки на поясе, ноги слегка расставлены. Нужно присесть, сильно наклонившись вперед, обхватить руками голени и наклонить голову вперед.

6. Медведь. Ребенок стоит на стопах и ладонях. Переступая руками, доходит до левой стопы, потом до правой. Чтобы не было задержки дыхания, нужно показать, как медведь рычит.

7. Змейка. Попросите ребенка проползти под стулом, табуреткой или натянутой веревкой. Веревку можно то опускать, то поднимать. Затем нужно выполнить любое упражнение, в котором ребенок потянется вверх, распрямляя позвоночник. Например, следующее.

8. Яблоко. Ребенок поднимается на носки и поочередно руками как бы срывает высоко висящие яблоки.

Как помочь детям легче перенести самоизоляцию

9. Лазалки. Если есть гимнастическая стенка, то ребенок лазает по ней вверх и вниз, сначала лицом к ней, потом спиной. Если нет стенки, ее можно заменить стремянкой, но и там, и там нужно обязательно страховать его движения.

Надо объяснить ему, как правильно держаться за перекладины: большой палец снизу, остальные сверху, и как правильно ставить стопы – на середину. При движении вверх надо сначала перехватывать следующую перекладину, а потом передвигать ногу.

При движении вниз наоборот – сначала спускать ноги, затем перехватывать перекладины.

10. Поймай мячик. Ребенок бросает мяч вверх и ловит его, затем бросает вниз и ловит с отскока. Затем бросает мяч в корзину или коробку.

11. Бревнышко. Ребенок лежит на спине, вытянув руки над головой. Повернуться на бок, не сгибая ни туловища, ни ног, затем повернуться на живот, на другой бок – покататься бревнышком по полу.

12. Лечь-сесть. Ребенок лежит на спине, руки в стороны. По команде садится, помогая себе махами рук до хлопка перед собой. Чтобы ему было легче справиться с заданием, придержите его ноги.

13. Прятки. Ребенок сидит на полу, ноги вытянуты, руки на поясе. По команде наклоняется, коснувшись руками носков и максимально опустив голову.

14. Тачка. Вы держите ребенка за ноги, а он передвигается по полу на руках.

15. Цветок. Ребенок сидит на полу, обхватив колени руками и нагнув голову, он – бутончик. Выпрямить ноги, поднять голову, распрямить руки в стороны, ладонями вверх, прогнуть спину – цветочек расцвел.

– Все упражнения, которые можно выполнять с детьми, перечислить невозможно, – говорит Наталья Константиновна Новикова. – Вы и сами многие из них вспомните или придумаете. Мы только напоминаем, что движение жизненно необходимо ребенку для нормального развития.

Почаще устраивайте дома квесты: тут вам помогут табуретки, стулья, стремянки, диванные подушки и многие другие предметы обихода. Комбинируйте упражнения из разных комплексов и устраивайте детям веселые приключения, в которых могут участвовать и дети разных возрастов, и сами родители, и даже бабушки и дедушки.

Источник: https://rg.ru/2020/04/17/sovety-reabilitologa-chem-zaniat-malyshej-v-samoizoliacii.html

Ребенок ходит на носочках, что делать?

Ребенок при ходьбе приседает

Больше всего в отечественном здравоохранении поражает ситуация, когда есть распространенное явление, но оно не имеет названия. Так произошло с ходьбой на носках.

Ей-богу, в нашей стране ситуация с «носочками» доходит до абсурда. Всё начинается еще до того момента, как ребенок научился ходить.

Встал и поджал пальцы – срочно на массаж. Почему-то никто не хочет рассматривать вариант, что ребенку интересны новые ощущения и он активно экспериментирует со своим телом.

Большинство детей встают на носки из-за желания быть выше – это первое, что нужно иметь в виду.

Малыш пошел, но окружающим снова не дает покоя его манера ставить ногу. Не впадайте в панику: в год ребенка осмотрит педиатр, невролог, ортопед, хирург.

Вероятность того, что 5 врачей (иногда смотрит еще и психиатр) пропустят грубую патологию, крайне низкая. Если что-то не так, они заметят.

В этот же период большую обеспокоенность у родителей вызывают сроки, в которые малыш должен пойти самостоятельно.

Всемирная организация здравоохранения определила верхнюю границу диапазона нормального развития — это 18 месяцев, и в большинстве стран мира врачи ориентируются именно на этот срок. Таким образом, до 18 месяцев нельзя критично оценивать ходьбу у здорового ребенка.

Теперь подробно рассмотрим проблему ходьбы на носках. В первую очередь необходимо исключить заболевания.

Для этого нам нужно ответить на ряд вопросов.

Ребенок всегда ходит на носках?

Если да, то с большой вероятностью это может быть или повышение тонуса в мышцах голени, или укорочение сухожилия. И то и другое проверить достаточно просто.

Для этого необходимо попробовать присесть, не отрывая пяток, или понаблюдать, как ребенок поднимается по лестнице/наклонной поверхности, или походить на пятках. При возникновении трудностей необходимо посетить ортопеда.

У ребенка есть признаки аутистического поведения?

Не секрет, что при расстройствах аутического спектра дети демонстрируют стереотипные движения. Иногда это бывают особенности ходьбы.

Вовлечены обе ноги или одна?

Если обе – это заставляет думать о некоторых неврологических заболеваниях, которые имеют свойство медленно прогрессировать. Все они имеют дополнительные симптомы и могут быть диагностированы на раннем сроке.

Родители ребенка ходили в детстве на носках?

Последние исследования ставят жирную точку в отношении этого вопроса. Ходьба на носках у здоровых детей в большинстве случаев наследуется от родителей. Отдельно упоминается, что это явление встречается чаще у мальчиков, чьи отцы имели в детстве такую особенность походки.

Ребенок всегда так ходил или начал недавно? Испытывает боль при ходьбе и/или щадит ногу?

Понаблюдайте, в каких ситуациях малыш встает на носочки, – таким образом вы исключите травму или воспалительный процесс.

Чаще всего особенности походки меняются с возрастом и постепенно дети начинают ставить ногу привычным для всех нас способом.

Как можно помочь такому ребенку?

Не стоит воспринимать его походку как болезнь, но не надо и игнорировать. Если она сохраняется после 2 лет – то малыша стоит показать доктору,
Безусловно, можно обращать внимание ребенка на походку и лучше делать это в игровой форме. «Походил на носочках, а теперь давай походим на пятках».

Я крайне скептически отношусь к использованию ортопедической обуви, так как она нужна только при грубой патологии и изготавливается на заказ.

Чаще всего при ходьбе на носках нет грубой патологии, но есть дефицит движений в голеностопном суставе, который будет усиливаться при фиксации ноги жесткой обувью.

А это значит, что лучшее лечение – гимнастика и разнообразная физическая активность.

Самым маленьким помогает ходьба по наклонной поверхности, а дети постарше очень любят растяжку.

Как видите, не всё так сложно, как кажется.

P.S. Это действительно частое и безобидное явление, даже мой сынуля ходит на носках, так же как когда-то и я, его папа!

________________________________________________

Williams CM, Tinley P, Curtin M. The Toe Walking Tool: a novel method for assessing idiopathic toe walking children. Gait Posture. 2010 Oct; 32(4): 508–11.

Данияр Жураев

Фото dtpositphotos.com

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Источник: https://apteka.ru/info/articles/zdorovyy-rebenok/rebenok-khodit-na-nosochkakh-chto-delat/

10 вопросов детскому ортопеду: о чем не подозревают родители

Ребенок при ходьбе приседает

Сразу после появления малыша на свет проверяют, нет ли у него дисплазии тазобедренных суставов или врожденного укорачивания бедер или голеней. Если неонатологи пропустили дефекты, то ортопед или хирург на диспансеризации в 1 месяц исправят ситуацию.

Но и сама мама должна обратить внимание на важные признаки: если кроху положить на спинку, а затем согнуть его ножки, чтобы стопы ребенка встали на пеленальный столик, то колени должны быть на одном уровне.

Несимметричные складочки под ягодицами и на бедрах тоже стоит обсудить с врачом.

Выход. Фиксирующие шины-распорки, подушки и стремена, установленные до 6 месяцев, должны устранить дисплазию тазобедренных суставов, а операция удлинит укороченные части. 

2. Куда смотрят коленки? Косолапость у детей

Косолапость у ребенка может быть серьезной проблемой и временным явлением. В первом случае стопа ребенка (одна или обе) и голеностоп повернуты внутрь сильно, почти на 90°. И заметить эту особенность можно почти сразу после рождения. Вторая ситуация абсолютно естественна, к 2 годам исправляется сама собой, но иногда процесс затягивается до 3–4 лет. 

Выход. К лечению сильной косолапости у ребенка приступают с 2-недельного возраста. Обычно практикуют массаж и лечебную физкультуру. Если через полгода нет результата, задумываются об операции.                                              

3. О или X?

У некоторых детей до 3–4 лет при ходьбе ножки расположены буквами О, Х или оба колена смотрят в разные стороны.

Важно следить, чтобы после двух лет эта особенность не усугублялась, не возникали боли в суставах и дискомфорт при ходьбе.

Окончательно приспособиться к жизни в вертикальном состоянии ребенку удается лишь к подростковому возрасту, а это значит – все, что происходит до того, укладывается в понятие нормы. 

Выход. В любом случае не помешают консультации у специалиста раз в полгода, массаж и лечебная физкультура. 

4. Некрепкая опора: плосковальгусная или варусная стопа у ребенка

Диагноз «плоскостопие» врачи ставят не раньше 5 лет, а до того используют термины «плосковальгусная стопа» – стопы сильно «заваливаются» на внутреннюю часть, и «варусная» – опорой служат внешние края. Первая деформация может перерасти в плоскостопие у ребенка.

Малышу становится трудно подолгу ходить пешком, а его новая обувь всего за 1–2 месяца стаптывается с внутренней стороны.

Вторая ситуация к плоскостопию у ребенка никогда не приводит, но повышенную нагрузку на суставы ног и позвоночник тоже дает, оборачиваясь как минимум сутулостью. 

Выход. При своевременной коррекции с помощью физиотерапии дефект чаще всего удается устранить за несколько лет. 

5. О чем расскажет походка ребенка?

Есть несколько неправильных вариантов походки у детей. Один – ребенок опирается на носочки, приподнимает и выворачивает наружу пятки, немного сгибает ноги в коленных и тазобедренных суставах, сводит бедра.

Второй опознают по приволакиванию правой или левой ноги, а также согнутой и прижатой к туловищу с той же стороны руки.

При следующем походка у ребенка отличается избыточными, нецелесообразными, вычурными движениями конечностей, например, высоко поднимаются колени, а стопы «пришлепывают». 

Выход. При любом отклонении от нормы следует показать кроху хирургу, ортопеду и неврологу. Большинство из перечисленных особенностей связаны со сбоями в развитии головного или спинного мозга и требуют своевременной корректировки. 

Совет врача
Если вы заметили, что малыш безо всяких видимых причин (неудобная обувь) начал хромать, подволакивать ногу или принимать несвойственные ему позы, когда сидит, лежит или стоит, срочно обратитесь к специалисту – хирургу или ортопеду.

То же самое следует сделать, если припухли и стали горячим на ощупь суставы. Иногда простуды и грипп вызывают воспаление в опорно-двигательной системе. И успешное выздоровление зависит от того, насколько быстро начато лечение.

 Пока ребенок не пройдет обследование, важно свести к минимуму нагрузку на больную ногу.

6. У ребенка потеют ноги

У малышей до 5 лет такое отклонение объясняется неразвитым механизмом теплообмена. Но есть и другие причины того, что у ребенка потеют ноги, например, слишком теплая или не пропускающая воздух обувь, колготы и носки из синтетической ткани. Глисты тоже вносят свою лепту.

Для выведения продуктов жизнедеятельности паразитов организм задействует все системы, в том числе и потоотделительную. А еще обильный, пахнущий как у взрослого, выступающий по всему телу, и на ногах в том числе, пот может быть признаком неправильной работы щитовидной железы.

И без консультации с эндокринологом проблему не устранить. 

Выход. Народная медицина предлагает много методик лечения потливости ног у детей – ножные ванночки с настоями из коры дуба, шалфея, череды, закаливание (хождение босиком, обливание холодной водой), массаж ног, различные мази и присыпки.  

7. Боль в икрах

Родителям необходимо уделять должное внимание жалобам детей на боли в нижних конечностях, расспрашивать, где конкретно и что происходит, отслеживать изменения в походке ребенка. Большая часть жалоб объясняется ушибами и растяжениями во время активных игр.

Меньшая – становится следствием неравномерного роста костной и мышечной тканей. Зоны более интенсивного развития опережают отстающие, вызывая в них дискомфорт. Пятая часть детей испытывает боль в ногах вечером. Кровь хорошо циркулирует в дневное время, но  ночью кровоток снижается, и возникает боль.

Легкий массаж должен снять неприятное ощущение.

Выход. Как только ребенок сообщил о болях в ногах, необходимо его осмотреть. Обратите внимание и на общее самочувствие, аппетит, температуру тела, настроение. Однако не все случаи так безобидны, и лучше обсудить ситуацию с врачом.  

8. Ортопедическая обувь для детей

По данным статистики, 95% детей рождаются со здоровыми ножками, но с возрастом около трети из них приобретают различную патологию опорно-двигательной системы.

При помощи ортопедической обуви для детей можно откорректировать многие дефекты костей и суставов ног.

Покупать такие вещи без назначения врача нельзя, можно навредить правильному развитию стоп ребенка или усугубить уже имеющиеся проблемы. 

Выход. Лучше всего поддаются коррекции с помощью ортопедической обуви для детей плоскостопие у ребенка, а также вальгусная и варусная деформации стоп.

9. Уже на каблуках?

Актриса Кэти Холмс и модель Хайди Клум вызвали бурю негодования у общественности, когда позволили своим 4-летним дочерям надеть обувь на высоком каблуке. Такие выходки были названы «родительским провалом».

По мнению специалистов, последствия такого нарушения – растяжение связок и искривление формы стопы у ребенка, а также деформация позвоночника, что неизбежно повлечет за собой сбои в работе внутренних органов.

 

Выход. Обувь модниц младше 7 лет должна иметь каблук не выше 5–7 мм.

10. Обуваемся! Правильная обувь для малышей

Первые ботиночки надевают сразу же, как только малыш начнет учиться ходить. Первая обувь для детей должна иметь высокий жесткий задник, подушечку-супинатор для формирования свода и просторный носок, который не сдавливает переднюю часть стопы. 

Выход. Покупать первую обувь для ребенка обувь нужно обязательно вместе с ним. Предлагаем следующий порядок действий. Пусть кроха наденет обнову и немного походит в ней, а вы следите, не изменилась ли его походка. 

Зарядка-игра для ножек Хорошей профилактикой плосковальгусной деформации и плоскостопия может стать простая гимнастика, которую легко превратить в веселую игру. Упражнения нужно выполнять ежедневно, по 5–7 раз каждое.

Разуйте малыша и предложите ему: * попеременно и синхронно сгибать и выпрямлять пальцы на каждой ноге; * вращать стопами по часовой и против часовой стрелки; * ходить на носках, пятках и опираясь  на внешнюю часть стопы; * собирать пальцами ног с пола мелкие предметы: камушки, шарики, детали от конструктора диаметром 3–4 см (усложненный вариант этого упражнения выглядит так: рассыпьте по полу мелкие предметы, накройте их платком и предложите крохе все собрать, не снимая покрова); * сидя на стуле, поочередно то правой, то левой ногой катать теннисный мячик или гимнастическую палку; * медленно ходить, зажав между стопами теннисный мячик; * устоять, держась за руки взрослого, на фитболе, стараясь удержать равновесие;

* ходить по узкому бревну и карабкаться по перекладинам веревочной лестницы.

Источник фото: Shutterstock

Источник: https://www.2mm.ru/malysh/zdorove-rebenka/1855/10-voprosov-detskomu-ortopedu-o-chem-ne-podozrevayut-roditeli

Ребенок приседает при ходьбе

Ребенок при ходьбе приседает

Многие годы пытаетесь вылечить СУСТАВЫ?

Глава Института лечения суставов: «Вы будете поражены, насколько просто можно вылечить суставы принимая каждый день средство за 147 рублей

Читать далее »

От рождения до 3 месяцев
Ребенок рождается с рефлексом ходьбы. Если малыша поставить на твердую поверхность в вертикальном положении, он будет двигать ногами, как при ходьбе. Этот рефлекс пропадает примерно в 6 недель.

НАШИ ЧИТАТЕЛИ РЕКОМЕНДУЮТ!

Для лечения суставов наши читатели успешно используют Sustalaif. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…

От 3 до 4 месяцев
Ребенок может слегка приподниматься, лежа на животе и опираясь на руки. Это упражнение готовит мышцы верхней части тела к ходьбе.

5 месяцев
Ребенок как бы слегка приседает и выпрямляется, если его держать в положении стоя. Это движение помогает укреплять мышцы ног.

Совет: не забудьте обезопасить свой дом, прежде чем ребенок начнет по нему активно передвигаться (а этот день не за горами).

От 6 до 8 месяцев
Ребенок учится сидеть. Самостоятельное сидение дает малышу возможность укреплять мышцы спины, держать голову, развивать равновесие и координацию – все эти навыки важны для обучения ходьбе. В возрасте 6-10 месяцев большинство детей также учатся ползать, хотя некоторые пропускают этот этап и начинают сразу ходить.

8 месяцев
Ребенок может находиться в положении стоя, держась за что-нибудь. Через пару недель он начнет ходить с опорой.

От 9 до 10 месяцев
Ребенок встает на ноги сам, держась за край дивана или ножку стола. Он понимает, как нужно согнуть ноги, чтобы сесть из положения стоя.

11 месяцев
Ребенок может стоять несколько секунд без поддержки. А если держать его за руки, то он может ходить.

Первые признаки патологии

Часто маленькие дети «кривят» лишь на одну ножку, а на другую ступают полной стопой, не выворачивая ее внутрь или наружу.

Патология развивается из-за неправильного положения ступней.

Родителям надо обратить внимание на следующие признаки деформации детских стоп:

  • ребенок заворачивает их внутрь — проблему связывают с искривлением ступни, ненормальным положением шейки бедренной кости. Малыш часто спотыкается во время передвижения, падает. Патология в 95% случаях проходит по истечении короткого промежутка времени. Но к детскому ортопеду обратиться стоит, чтобы предупредить осложнения;
  • малыш ходит с вывороченными наружу стопами — подобная походка характерна для всех детей, которые делают первые шаги. Тревогу детская ходьба с вывернутыми наружу стопами вызывать не должна, но если голень ребенка выкручена во внешнюю сторону, то у него может развиться плоскостопие.

Когда малыш долгое время косолапит, особенно на одну ногу, рекомендуется обратиться к медику. Врач укажет, как эффективно избавиться от патологии с учетом возраста и общего состояния здоровья маленького пациента.

Коротко о болезни

Косолапость у ребенка – это нарушение нормального положения суставов и костей стопы, в результате чего нога не может стоять ровно. От этого страдает двигательная функция конечности, а в последующем нарушается осанка, изменяется положение внутренних органов.

Заболевание бывает врожденным или приобретенным. Причиной развития врожденной косолапости является нарушение созревания скелета стопы во внутриутробном периоде, либо родовая травма. Приобретенное косолапие развивается вследствие:

  • Раннее или позднее начало ходьбы;
  • Подбор малышу неправильной обуви;
  • Большая нагрузка;
  • Рахит;
  • Травмы.

Заметить косолапость у совсем маленького ребенка сложно, особенно если она выражена незначительно. Типичными признаками в таком возрасте являются:

  • Поворот стопы внутрь;
  • Высокий свод стопы;
  • Снижение подвижности голеностопного сустава.

У детей постарше симптомы косолапости более выражены:

  • Образование на стопе поперечной складки;
  • Малыш подгибает пальцы внутрь, чтобы сохранять равновесие;
  • Ступня выглядит необычно короткой;
  • Неестественное положение стопы при ходьбе;
  • Выраженное стирание внешнего края подошвы обуви.

Малыш при ходьбе быстро утомляется, жалуется на боль в ногах. Для поддержания равновесия косолапому ребенку приходится делать мелкие шажки. При наличии таких симптомов уже требуется медицинская помощь.

На заметку!

Связки и кости ребенка в возрасте до трех лет очень эластичные и податливые, поэтому максимальная эффективность лечения наблюдается именно в этот период.

Причины

Их можно разделить на 4 группы:

  1. Неврологические состояния — детский церебральный паралич, мышечная дистрофия и другие двигательные нарушения. При этих состояниях мышцы икр у ребёнка жёсткие, из-за этого малышу трудно или невозможно опустить пятку на твёрдую поверхность. Поэтому, чтобы сделать шаг, ребёнок встаёт на цыпочки.
  2. Ортопедические заболевания — воспаление пяточной кости, короткое пяточное сухожилие, косолапость. В этом случае структурные изменения в стопе делают невозможным или мучительным опущение пятки на поверхность.
  3. Поведенческие расстройства (аутизм). Если ребёнок стал ходить на носочках, возможно, это проявление определённых симптомов, множество из которых приходят с аутизмом.
  4. Идиопатическое хождение на цыпочках.

Существуют такие случаи, когда здоровые дети, не имея каких-либо болезней, всё ещё упорно ходят на пальчиках. Это известно как идиопатическая ходьба на носках и диагностируется путём исключения всех прочих болезней, которые вызывают данный способ ходьбы.

Идиопатическая ходьба на цыпочках предполагает, что ребёнок часто становится на носочки при ходьбе из-за сложившейся привычки. Также в отдельных исследованиях указывается, что члены семьи также обладают этой чертой.

Наиболее распространённое явление у ребёнка с идиопатической ходьбой на носках — жёсткие мышцы голени. Это приводит к тому, что опустить пятку на поверхность становится ещё труднее и может вызвать боль при попытках занятия спортом.

Идиопатическая ходьба бывает связана с гипер- или гипочувствительностью. Некоторым детям может не нравиться прикасаться стопами к различным поверхностям. И тогда ребёнок встаёт на носочки, чтобы избежать полного прикосновения стопы.

Источник: https://asustav.ru/narodnye-sredstva/rebenok-prisedaet-pri-hodbe/

ДиагнозВрача
Добавить комментарий